Значение и возможности непосредственной демократии в современном мире.
Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
С точки зрения политической, буржуазная демократия всегда относилась крайне сдержанно к непосредственному участию населения в управлении. Весьма интересно звучат рассуждения об элементах «полунепосредственной» демократии. Под этим термином, объясняют они, классическая теория понимает введение ряда институтов, обеспечивающих непосредственное участие народа в управлении при сохранении в целом представительной системы, а на деле это сводится к некоторым институтам, практическая значимость которых, по мнению ученых, весьма невелика.
В отдельных случаях народ участвует вместе с его представителями в решении вопросов законодательного или конституционного порядка: он может обладать либо правом законодательной инициативы, либо правом вето (в последнем случае несогласие части населения с законом, принятьш представителями, требует консультации со всем народом с целью выяснения, должен ли данный закон вступить в силу).
В других случаях право принятия решения передается народу либо частично (всенародный референдум с целью утверждения того, что было сделано представителями, этот институт особенно часто используется при пересмотре конституций), либо в полном объеме, когда представители совершенно отстраняются от участия в решении вопроса, вынесенного на референдум (случай, предусмотренный ст. 11 действующей Конституции Франции)’
Конрад Хессе выделяет несколько форм непосредственного политического волеизъявления народа: во-первых, это парламентские выборы, во-вторых, голосование во время проведения плебисцита или референдума, и в-третьих, через посредство специальных органов.
К другой форме непосредственного политического волеобразова-ния К. Хессе относит референдум, который протекает в рамках конституционного строя, предусмотренного п. 2 ст. 20 Основного закона ФРГ. Институты плебисцита и референдума, отмечает он, ограничиваются только вопросом о переустройстве федерации и регулируются ст. 29 и 118 Конституции ФРГ.
Благодаря праву на свободу мнений, закрепленному в ст. 5 Основного закона ФРГ, создается важный механизм их коррекции с>по-мощью «специальных органов», предусмотренных п. 3 ст. 20, считает автор. Чтобы было понятно о чем идет речь, целесообразно привести выдержку из ст. 20:
(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.
(3) Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом.
Таким образом, подводя итог анализу, можно сделать следующие выводы: 1. Все формы непосредственной демократии способствуют активизации политической жизни любой страны. 2. Удельный вес и значение каждой из форм демократии различны и зависят от множества национальных, исторических, политических и иных обстоятельств, характерных для каждого общества. 3. Значимость этой формы народовластия столь велика, что фактически все современные конституции содержат положения о формах непосредственной демократии. Наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы.
Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством вьіделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти.
С помощью выборов формируются различные органы государственной власти — парламенты, президенты, главы администраций, судебные органы, а также органы местного самоуправления. В США, например, избранию подлежат президент и вице-президент, обе палаты Конгресса США, органы власти в штатах, включая губернато- j ров, вице-губернаторов и членов законодательных собраний, советы а графств, муниципальные советы, советы специальных округов и должностные лица органов штатов и на местном уровне, и в том числе судьи, окружные атторнеи и представители правоприменяющих органов (шерифы, полицейские медицинские эксперты — коронеры Д и др.). v
Одни конституции ограничиваются отдельными разрозненными статьями, а другие вводят специальные главы или разделы о выборах. Например, ст. 48 Конституции Италии провозглашает, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция предусматривает, что голосование в Италии является общественным долгом. В Конституции Греции имеются главы, посвященные порядку избрания Президента Республики и Палаты депутатов. Пункт 3 ст. 51 этой Конституции устанавливает, что депутаты избираются прямым, всеобщим и тайным голосованием гражданами, имеющими право голоса, а закон может ограничивать право голоса только по условиям минимального возраста, гражданской недееспособности или вследствие осуждения за некоторые тяжкие уголовные преступления. Конституционные положения детально развиваются в избирательных законах, регламентах палат законодательных (представительных) органов власти и иных нормативных актах.
Важнейшей формой прямого народовластия является референдум.
Референдум — это всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права. Он проводится по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни.
В конституционном праве различают несколько видов референдума: а) императивный и консультативный; б) конституционный и законодательный; в) обязательный и факультативный; г) общегосударственный и местный.
При императивном референдуме волеизъявление народа выражается в принятии решения, имеющего важную юридическую силу и действующего на всей территории страны.
Консультативный референдум имеет целью выявление общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в процессе принятия какого-либо закона или иного важного решения.
Разделение референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона.
Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение. При факультативном референдуме, наоборот, компетентный государственный орган по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума.
Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов (например, Швейцария, Норвегия, Дания, Болгария), либо по инициативе президента (Франция, Греция).
Отношение к референдуму также различное. Например, в США нет федерального законодательства о референдуме, а на уровне отдельных штатов они носят в основном консультативный, совещательный, а не обязательный характер. Это связьівают с тем, что американцы считают проведение референдумов нецелесообразным, поскольку в этих случаях, по их мнению, происходит подмена представительных органов, а значит и снимается с них ответственность за принимаемое решение. Кроме того, имеется опасение некомпетентного решения вопросов на референдумах и подмены профессионализма популиз-мом.
В соответствии с п. 6 ст. 29 Основного закона в ФРГ предусматривается возможность проведения референдума, народного опроса и народной инициативы. Подробности их проведения регулирует Федеральный закон о процедуре референдума, народной инициативы и народного опроса от 30 июля 1979 г.’ В соответствии с этим законом, раздел первый которого посвящен референдуму, установлено, что предметом референдума является закон о новом территориальном делении. Здесь определяется порядок проведения референдума и порядок образования новой земли или земли в новых границах.
Второй раздел закона посвящен народной инициативе и устанавливает, что на ограниченной территории со взаимосвязанными населенными пунктами и экономикой, если ее отдельные части находятся в нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, может быть осуществлена процедура народной инициативы. При этом народная инициатива направлена на то, чтобы территория нового районирования приобрела единую земельную принадлежность.
Предметом народного опроса в соответствии с разделом третьим Федерального закона является принятие закона, по которому предлагается изменение принадлежности территорий к той или иной земле. Опрашиваемый должен ответить, согласен ли он с предлагаемым изменением территории к той или иной земле или желал бы сохранения ее прежнего статуса
Таким образом, все три предусмотренные законом ФРГ непосредственные формы народовластия: референдум, народная инициатива и народный опрос связаны с территориальным делением страны.
Статья 132 Конституции Италии предусматривает возможность проведения референдума о территориальном изменении областей:
слияние существующих областей, создание новых, а также может быть разрешено провинциям и общинам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.
Кроме того, ч. 2 ст. 71 Конституции Италии предусматривает и такую форму непосредственной демократии, как законодательная инициатива народа: «Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона».
По конституционному законодательству Италии и Франции референдумы проводятся при необходимости внесения изменений в Конституцию. Так, итальянская конституция устанавливает, что законы, изменяющие Конституцию, сначала принимаются каждой из палат парламента после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев, а затем одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.
В Италии такие законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев по их опубликовании этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. При этом ст. 138 Конституции Италии устанавливает, что закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.
Если же в каждой из палат закон, изменяющий Конституцию, принят большинством двух третей их членов, то референдум не проводится.
Во Франции инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, а также членам Парламента.
Требуется, чтобы проект или предложение пересмотра Конституции были приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр Конституции является окончательным после одобрения его референдумом. Однако проект пересмотра не передается на референдум, гласит ст. 89 Конституции Франции, когда Президент Республики решает представить его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае, также как и в Италии, требуется голосование квалифицированным большинством голосов.
Проект пересмотра Конституции Франции считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в три пятых общего числа поданньїх голосов.
Кроме того, французская конституция устанавливает два случая, когда никакая процедура пересмотра конституции не может быть начата или продолжена: это, во-первых, при посягательстве на целостность территории, и, во-вторых, не может быть предметом пересмотра республиканская форма правления.
infopedia.su
Непорседственная (прямая) демократия в современном государстве. — КиберПедия
Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы народовластия — прямая (непосредственная) и представительная демократия.
Прямая демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. В противовес прямой, представительная демократия предполагает осуществление власти посредством выборных представителей, выражающих волю всего народа или населения отдельных территорий.
Между тем, в науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению. В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов — формирования представительных органов власти.
Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле — это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.
Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае — избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.
Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.
Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.
Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.
В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публичновластных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.
В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой
власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.
Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум — голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы — осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.
Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы).
К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.
В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.
Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.
В. противовес США, в Швейцарии референдумы — важнейшая форма выражения народного суверенитета. В Конституции Швейцарии определено, что «высшей законодательной властью» в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных голосований (референдумов). На референдумы выносятся предложения по изменению и дополнению Конституции, принятые парламентом законы, а также международные договоры, соглашения, заключенные правительством, и другие важные вопросы. Как правило, швейцарцы голосуют четыре раза в году. С 1848 г. в Швейцарии прошло более пятисот референдумов, в большинстве случаев предметом голосования являлась ревизия Конституции, принятие законопроекта или одобрение какого-либо договора. В Швейцарии отсутствует перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум и решения референдума обладают высшей юридической силой. В частности, примером особого характера референдума в Швейцарии является решение референдума о запрете минаретов в 2009 г. и решение о запрете трудовой миграции в 2014 г. В обоих случаях решения референдума противоречили ранее достигнутым соглашениям с Европейским Союзом, но, несмотря на это, вступили в силу.
Помимо Швейцарии и США, представляют интерес референдумы, которые проводились в Австралии по вопросу формы правления и в Исландии по вопросу выплаты внешнего долга. Особняком стоят случаи проведения референдумов по вопросам территориальных изменений — сецессии части государства, либо объединения государств. Таких примеров множество — референдумы в Либерии (1848), Восточном Тиморе (1999), Черногории (2006), Южном Судане (2011).
В Квебеке референдумы 1980 и 1995 г. г. об отделении от Канады завершились неудачей сторонников отделения. Ряд референдумов, на которых были приняты решения об отделении и образовании независимых государств, не признаются подавляющим большинством стран мира — как, например, референдумы в Южной Осетии 1992 и 2006 гг., а также в Приднестровье в 2006 г.
В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.
В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.
cyberpedia.su
Что такое непосредственная демократия и зачем она нужна?
В последнее время демократический режим считается наиболее приемлемым способом управления страной. Говорить о том, что же он собой представляет, и дискутировать о его преимуществах и недостатках, не стоит. Главное определить, что существует две формы: представительная и непосредственная демократия. Именно последней посвящена данная статья.
Понятие и формы непосредственной демократии
Как известно, в большинстве стран сегодняшнего мира по основному закону власть принадлежит населению государства. Данное утверждение проистекает не только из заложенных в законодательстве положений, но и из самой сущности демократии (в переводе с греч. «власть народа»). Но в то же время ситуация, при которой власть принадлежит всем и, следовательно, всеми осуществляется, не может способствовать эффективному развитию. Поэтому саму демократию разделили на два типа – непосредственную и представительную. Представительная подразумевает собой передачу части полномочий по оперированию государственными делами определенному лицу или группе.
Непосредственная демократия (она же прямая), в свою очередь, является самым ярким выражением сущности власти населения. Фактически, при таком политическом режиме любой гражданин страны имеет право высказываться и принимать решение по конкретной проблеме функционирования государства. В эту группу могут быть включены: решения о пути развития страны, формировании институтов представительной демократии, а также иные вопросы, признанные значимыми. И на основании данных прав могут быть выведены формы непосредственной демократии.
Первой и основной формой является институт выборов, или формирования органов представительной демократии. Как правило, они проводится один раз в строго отведенный промежуток времени. Но существуют множество оговорок, предусматривающих изменения как на общегосударственном, так и на местном уровнях.
Второй формой может служить референдум, на котором обсуждается возможность кардинального изменения одного из общенациональных аспектов. Референдум может быть проведен как на уровне всей страны, так и в отдельной её части. Большинство теоретиков политологии и правоведения относят к данному институту также плебисцит, опрос и обсуждение.
Третьей формой предстает народная законодательная инициатива. В данном случае от населения органам представительной демократии направляется документ, содержащий тезисы о регулировании определенного важного отношения в обществе.
Четвертой, и основной последней, является право на собрания. Таким образом, население страны может выразить свое недовольство тем, как принимаются решения на основании представительной демократии.
Непосредственная демократия: значение для развития государства
Казалось бы, если существует такая форма, как представительная демократия, зачем необходима и непосредственная? На самом деле значение последней велико. Основывается данное утверждение на том, что непосредственная демократия фактически и формирует всю власть в стране. На её базе могут функционировать государственные учреждения, создаваться законодательные акты, осуществляться правоохранительные функции.
Однако существуют и риски. Институты непосредственной демократии при их прямом использовании могут привести к тому, что нарушится главный принцип данного политического режима, а именно: учета мнения меньшинства. Какую бы форму не принимала прямая демократия, результатом её применения всегда является позиция большинства. В такой ситуации в государстве должны действовать механизмы сдерживания и защиты несогласной части общества. В противном случае институты непосредственной демократии могут перерасти в авторитарные режимы. Следовательно, существование только вышеуказанного вида не достаточно.
Другим риском, который может возникнуть, является недопонимание и незнание процессов управления страной. Общий образовательный и интеллектуальный уровень всего населения не позволяет эффективно внедрять и проводить определенную политику. А потому при имплементации любой формы прямой демократии народ страны задает лишь общее направление, а избранные им органы разрабатывают необходимую тактику.
В заключении отметим, что непосредственная демократия по своей сути является как фактором формирования представительной, так и фактором сдерживания последней. А потому говорить о сепаратном существовании данных форм демократии не представляется возможным.
fb.ru
Непосредственная демократия в системе народовластия 103 — МегаЛекции
в Древнем Новгороде и ряде других городов-государств, в которых граждане непосредственно участвовали в принятии важных государственных и местных решений.
Концепция непосредственной демократии предполагает, что воля народа и государственная власть, власть местного сообщества должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в осуществлении власти как государственной (в рамках всего государства или субъекта Федерации), так и общественной (в рамках общественного объединения) и местном самоуправлении. Представительные органы должны быть подконтрольны гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, ее преимущества состоят в том, что она: дает больше возможностей по сравнению с представительной демократией для выражения воли и интересов народа, обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; развивает общественную активность населения; способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами; предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
Вместе с тем сторонники представительной демократии отмечают слабые стороны непосредственной демократии: низкую эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности, неконтролируемости и безответственности населения; повышение опасности возникновения тоталитаризма и авторитаризма, поскольку массы подвержены идеологическим влияниям и склонны к уравнительности; нежелание населения участвовать в решении вопросов государственного и местного значения.
Осуществление власти только при помощи непосредственной демократии в современном мире нереально. Во-первых, прямое народовластие в обширных по территории государствах невозможно. В современных государствах народ представляет многомиллионную массу, которая не в состоянии совершать юридические действия без помощи других органов. Во-вторых, народ в своей массе совершенно лишен возможности подготовлять и обсуждать законы. Для этого требуется напряженная работа, законо-104 Глава Е. Народовластие — основа конституционного строя
дательный опыт и подготовка, в силу чего только специально выбранные представители могут с успехом осилить возложенную на них громадную работу.
6.3. Виды институтовнепосредственной демократии
К числу институтов непосредственной демократии относятся: референдум; выборы; опросы; публичные слушания; наказы избирателей; отчеты депутатов перед избирателями; досрочный отзыв депутата избирателями; сходы; собрания граждан по месту жительства; обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления; правотворческая (законодательная) инициатива; петиции; собрания и публичные мероприятия.
Референдум
Конституция РФ высшим непосредственным выражением воли народа называет референдум (ч. 3 ст. 3). Референдум представляет собой голосование граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, решение которого имеет высшую юридическую силу и обязательно для исполнения органами, организациями, гражданами.
Референдум следует отличать от опроса. Опрос в отличие от референдума есть лишь выявление мнения избирателей, консультирование с ними. Отличительной чертой решения, принятого на референдуме, является его императивный характер. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Основную черту решения, принятого в результате опроса населения, составляет его рекомендательный характер.
Референдумы подразделяют на общеобязательные и факультативные. Обязательным следует признать референдум, проведение которого предусмотрено Конституцией РФ или другим нормативным правовым актом. Например, обязательным является проведение референдума по вопросу объединения двух и более субъектов РФ в один, новый субъект Федерации. Факультативным является референдум, проведение которого не обязательно. Решение вопроса о назначении референдума зависит
6.3. Видыинститутов непосредственной демократии
от усмотрения компетентного органа, ооладающего правом назначать референдум, либо от наличия установленной законом инициативы.
По территории проведения референдумы бывают: федеральные, республиканские (региональные) и местные.
Правовое регулирование порядка проведения референдума осуществляется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и законами субъектов РФ1. Рассмотрим порядок проведения федерального референдума.
Субъектом права на референдум является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и обладающий обшей правоспособностью. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
На федеральный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких
1 См., например: Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 60 *О местном референдуме в Камчатском крае*; Закон Республики Северная Осетия — Алания от 22.12.2006 .V» 67-РЗ «О местном референдуме в Республике Северная Осетия — Алания»; Закон Кемеровской области от 17.02.2004 № 8-ОЗ «О местном референдуме».
ГлаваВ. Народовластие — основа конституционногостроя
органов, либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ и была исключена неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации* предусматривает возможность выдвижения инициативы проведения референдума по требованию не менее 2 млн граждан Российской Федерации. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Следовательно, подписи в поддержку проведения референдума должны быть собраны не менее чем в 40 субъектах РФ.
Граждане Российской Федерации, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образовать инициативную группу, состоящую из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образована региональная подгруппа.
Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, уведом-п«рт ПИК РФ о вшюосе референдума. ЦИК РФ в течение
6.3. Виды институтов непосредственнойдемократии
10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса референдума требованиям федерального конституционного закона и принимает соответствующее решение.
Если ЦИК РФ установила несоответствие вопроса референдума требованиям федерального конституционного закона, она доводит это решение до сведения всех избирательных комиссий субъектов РФ.
Если ЦИК РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям федерального конституционного закона, она в течение 10 дней принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума. В регистрационном удостоверении, выданном инициативной группе, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Подписные листы представляются в ЦИК РФ, которая организует проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах. По итогам проверки ЦИК РФ принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. В случае положительного заключения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум.
Подготовку и проведение референдума обеспечивают комиссии референдума: ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образовании, а также специальные территориальные комиссии Референдума в случае их сформирования, участковые из-ирательиые комиссии референдума. Специальные территориальные комиссии могут быть сформированы ЦИК РФ Для руководства деятельностью участковых избирательных
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия — это «понятие, решительно не поддающееся определению»1. Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому. Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. /Демократизация 20-21 вв. связана с крахом СССР. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
zdamsam.ru
Непосредственная демократия в современном государстве. Прямая демократия
Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.
Определение терминов и понятий
Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.
Определение непосредственной демократии
Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.
Формы демократии
Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.
Методы и формы непосредственной демократии
Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:
- императивные;
- консультативные.
Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.
Выборы
Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.
Референдум
Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.
Народное обсуждение и инициатива
Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.
Заключение
Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.
Источник
ideiforbiz.ru
Понятие и характерные признаки современной демократии
Понятие «демократия» является одним из самых многозначных в политической науке. Демократия включает в себя несколько аспектов: во-первых, это форма организации государства, при которой власть принадлежит всем гражданам, обладающим равными правами на управление государством; во-вторых, идеал общественного устройства, включающий в себя признание таких ценностей как равенство, свобода, суверенитет народа, законность, уважение прав личности; в-третьих, форма устройства любой организации, основанная на равноправии её членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решений в них по принципу большинства; в-четвертых, разновидность общественно-политических движений, направленных на реализацию демократического идеала.Впервые термин «демократия» употребил древнегреческий историк Геродот. Античные мыслители рассматривали демократию как форму организации государственной власти, при которой осуществляется прямое правление граждан. Однако в период античности демократия считалась «худшей» формой правления, поскольку нередко дополнялась охлократией (властью невежественной толпы). Окончательная переоценка демократии произошла лишь в годы Великой французской революции, давшей мощный толчок её развитию и как политической практики, и как направлению общественной мысли. С этого времени многие общественно-политические движения стали проходить под лозунгом демократизации власти, обеспечения доступа к ней населения.
Возникновение современной демократии возможно лишь на основе определенных предпосылок. К их числу относятся, во-первых, достаточно высокий уровень экономического развития общества, с помощью которого создаются предпосылки для эффективного решения социальных проблем; во-вторых, наличие рыночной экономики, которая не позволяет сконцентрировать экономическую власть в руках государства или отдельных монополизированных групп и является своеобразным противовесом по отношению к политической власти; в-третьих, относительно высокий уровень благосостояния граждан, позволяющий сформироваться многочисленному и влиятельному среднему классу, который обеспечивает единство большинства граждан по основным базовым ценностям общества; в-четвертых, наличие гражданского общества и социального плюрализма, обусловливающих появление либерально-плюралистического характера современной демократии; в-пятых, формирование у большинства населения демократической политической культуры, в основе которой лежит осознание необходимости толерантности, плюрализма, способность к самоограничению и компромиссам, нетерпимость к насилию и деспотии, стремление к свободе.
Характер и особенности современной демократии можно раскрыть на основе совокупности признаков, которые представляют собой универсальные человеческие ценности, сформировавшиеся на протяжении длительного исторического развития. Они составляют комплекс взаимосвязанных норм и процедур, определяющих общее устройство государства и общества. К числу таких признаков следует отнести:
1. Признание народа в качестве источника власти, институциональное выражение его суверенитета. Суверенитет народа реализуется через представительную и непосредственную демократию. При непосредственной (прямой) демократии все граждане участвуют в принятии решений, без посредничества избранных ими или назначенных должностных лиц. Если в прошлом прямая демократия как форма организации государства еще имела некоторое распространение (в частности, она существовала в античных полисах), то современное общество с его сложнейшими проблемами, требующими профессионального подхода, серьёзно ограничивает сферу её действия. Сегодня прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления при решении вопросов, которые непосредственно касаются интересов граждан, проживающих на данной территории. В этом случае используются опросы общественного мнения или референдумы. В гораздо более редких случаях референдумы могут применяться на общенациональном уровне, когда нужно принять или особенно важные государственные решения, или выразить отношение населения к тем или иным проектам законов.
Представительная демократия предполагает опосредованное участие граждан в принятии решений через предварительное избрание своих представителей в те или иные властные структуры, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. В пределах их представители народа действуют вполне самостоятельно и независимо. В современном демократическом обществе формирование и проведение государственной политики на всех уровнях обеспечивается в основном представительными учреждениями, в которых на постоянной основе работают профессиональные политики и управленцы. Носителями представительной власти являются парламенты, региональные и местные представительные органы, а также должностные лица исполнительной и судебной власти, избранные народом.
2. Периодические выборы основных органов государственной власти. С помощью выборов представительных органов власти и должностных лиц народ реализует свои властные полномочия и участвует в управлении страной. Все лица, входящие в представительные властные структуры, должны избираться на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. В ходе выборов избиратели как бы нанимают тех, кому они поручают управлять своими общими делами.
3. Принятие решений по принципу большинства при обеспечении гарантий прав меньшинства. Этот принцип самым тесным образом связан с идеей суверенитета народа и признается сегодня самыми различными политическими силами. Демократия, понимаемая как господство большинства, не имеет ничего общего с тиранией массы над индивидом, большинства над меньшинством. Поэтому в демократической системе права большинства должны всегда дополняться гарантией прав меньшинства, которые тесно связаны с правами личности.
4. Равенство прав граждан на участие в управлении делами государства и общества. Это один из коренных принципов демократии, воплощающих её суть и дух. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать и быть избранным, а также вместе с другими гражданами контролировать деятельность должностных лиц, смещать их в случае необходимости в ходе голосования и т. п. Необходимо, однако, иметь в виду, что политическое равенство граждан есть в значительной степени равенство формальное. Оно отнюдь не гарантирует каждому возможность реального участия в политике. Обеспечение фактического равенства предполагает создание примерно равных социальных условий для реализации людьми своих политических прав (материальный достаток, соответствующее образование, наличие свободного времени, доступ к информации и т. д.).
5. Последовательное осуществление прав и свобод личности. Признавая права и свободы личности, общество признает безусловную ценность каждого человека независимо от расы, пола, религии, политических убеждений, социального происхождения, национальной принадлежности и т. д. Никакие идеи или цели, какими бы великими и справедливыми они не были, не могут противоречить правам и свободам человека.
6. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Современная демократия невозможна без правовых ограничений власти и предполагает существование правового государства. Дело в том, что демократия, как и любая другая власть, несет в себе определенную опасность для личности и меньшинства, подчиняя их коллективной воле большинства. И если интересы каждого отдельного гражданина не охраняются законом, а приносятся в жертву интересам большинства, пусть и «народу» в целом, то такая власть приобретает тоталитарный характер. Поэтому демократической власти должны быть установлены правовые пределы, которые она не может преступать. Границы государственной власти определяет конституция, которая принимается представительными органами или непосредственно гражданским обществом.
7. Разделение властей. Современная демократия исключает монополию какой-либо власти, её преобладание над всеми другими. Каждая власть вполне самостоятельна и относительно независима от других. Устанавливается механизм сдержек и противовесов, при котором одни власти уравновешиваются другими, и обеспечивается их определенный баланс. Так, государственная власть делится на относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые сдерживают и ограничивают друг друга. Одновременно сама государственная власть ограничивается оппозиционными партиями, группами интересов (национальными, корпоративными, религиозными и др.) и различными общественно-политическими движениями. Политическая власть испытывает влияние экономической власти, связанной с крупным капиталом и бизнесом. На экономическую и политическую власти оказывает своё воздействие и информационная власть, которая также относительно самостоятельна и независима. В результате в обществе устанавливается подобие «политических весов», своеобразный баланс сил, исключающий сосредоточение власти в одном центре.
8. Политический плюрализм. Современное гражданское общество по своей природе плюралистично. Это означает, что оно базируется на многообразии общественных интересов, которые тесно связаны с деятельностью тех или иных групп населения. Каждая из этих групп, защищая свои интересы, стремится оказывать своё влияние на государственную власть с помощью политических партий, лоббистских организаций, общественных движений, различных инициатив и т. п. В подобных условиях возникает конкуренция различных политических сил, в ходе которой устанавливается определенное политическое равновесие, позволяющее при принятии политических решений наилучшим образом учесть многообразные общественные и групповые интересы. В этой связи назначение современной демократии, которую часто называют плюралистической, заключается в том, чтобы стимулировать общественный и политический плюрализм, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, достигать взаимного согласия через принятие соответствующих политических решений.
politologiya-uchebnik.blogspot.com